"Не ложися на краю". Колыбельная жизни и смерти
СТРАШНАЯ ТАЙНА РУССКОЙ УБАЮКИВАЮЩЕЙ ПЕСНИ
Как отличается современное представление о колыбельной от древнего? Для чего раньше детям пели про похороны, почему пугали Букой и волком, причем здесь злые духи и какой смысл заложен в русской колыбельной – разбираемся с воронежскими филологами и фольклористом.

Колыбельная – один из самых древних и самых загадочных жанров русского фольклора. Сейчас нам понятна лишь главная ее задача – успокоить малыша, уложить его спать. А раньше колыбельные песни были еще и оберегами-заклинаниями. С их помощью ребенка охраняли от злых сил и закладывали установку на здоровую жизнь и быстрый рост младенца:

Ты сосни, сосни, сынок,

Повернися на бочок.

Ты, мой Колюшка, усни,

Побыстрее подрасти.


Убаюкивающие песни похожи на детский лепет – бессвязные, с незамысловатым сюжетом. Они объединяются усыпляюще-плавным, монотонным напевом, называнием имени малыша и повтором укачивающего зачина «баю-бай» или «люли-люли». Здесь и появляется тема пространства самой колыбели.
Алла Чернобаева – инженер лаборатории народной культуры в ВГУ, доктор филологических наук:
- «Люли» относится к «люльке» подвесной кроватке. Так колыбель называли в основном на юге Руси. «Баю, баюшки» взялось от слова «баять», то есть рассказывать, и «байка» - так колыбельку звали в северных регионах России. В зачине уже заметен повелительный тон – малыша призывали скорее уснуть:

Баюшки-баю

Не ложися на краю,

Ложись во середочку,

Держись за веревочку.


Мы должны помнить, что сознание людей далекого прошлого сильно отличается от современного. Оно было мифологическим. Человека окружали духи – добрые и злые. Языческие поверья проникали в христианство и переплетались с ним. Везде есть свои "ангелы" и "бесы".


В XX веке прежний уклад жизни народа полностью разрушился, а старинные колыбельные сохранились в деревнях и селах, где еще остался отголосок древних традиций.

Человек всегда пытался сам влиять на свою жизнь. Так появились заговоры и обряды, которые отразились и в колыбельных песнях.

Алла Чернобаева
Юлия Лысякова – кандидат филологических наук, преподаватель зарубежной литературы факультета журналистики ВГУ:

-- Колыбельная всегда подразумевает мир пограничья. Пока маленький человек находится в «спеленатом» виде, он как бы еще на перекрестке разных миров. Задача песни на ночь – отогнать все чужое и страшное. Раньше сами колыбельки еще крестили.

Когда мы говорим о том, почему ребенку не надо ложиться "на краю", появляется тема пугающего пространства. Придет не просто "серенький волчок", который по лесу бегает и может съесть, а придет что-то из потустороннего мира, и тогда будет совсем не хорошо. Волк здесь становится фигурой не обычного зверя, а мифологического.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

А ложися к стеночке

На мягкой постелечке

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

Закопает во песок.

Будешь ты в лесочке,

В золотом песочке.


Возникает мотив подменышей. Действия волчка говорят вот о чем: не просто утащу тебя во кусток или в песок, а уволоку в другой мир - в навь...


Люди верили, что нечисть могла подменить малыша во сне. Колыбельная должна была сберечь ребенка.


Такое поверье жило лет сто назад. Сейчас же детям, чтобы их убаюкать, часто могут и просто "помычать".

Юлия Лысякова

Злой – уходи, добрый - останься


Опасными были не только места, описанные в колыбельных - лужок, лесок, озера, но и даже край собственной кроватки.

Саша-Саша-перышко,

Не летай в озерышко,

Улетишь ты высоко,

Упадешь ты глубоко.


Мир делился на "свой" - добрый, домашний - и "чужой", враждебный, загробный. Малыша могли поручать лишь высшим силам - ангелам-хранителям, Богу, а также добрым помощникам - "котикам-коточкам" и "гулюшкам". Они, по поверью народа, качали, успокаивали и оберегали ребенка.

Приди, котенька-коток,

Котя серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать,

Приди Костеньку качать.



Песни с упоминанием волчка, Бабая, Буки предупреждают об опасности контакта с потусторонними силами. А в некоторых песнях описываются похороны ребенка. Такие колыбельные называют «смертными». Их на севере России пели вплоть до середины XX века:

Седни Ванюшка помрет,

Завтра похороны,

Будем Ваню хоронить,

В большой колокол звонить


Алла Чернобаева объяснила:

-- Колыбельные с пожеланием умереть были своеобразным способом обмануть смерть и нечистую силу.

Мать, бабушка или нянечка, обращаясь к ребенку, посылали сигнал злым духам, что малышу уже как бы навредили, и злу здесь делать больше нечего.

Эти песни были больше популярны на севере и в центральной России. На юге Руси "смертные" колыбельные нам не встречались.

В мифологическом сознании народа существовали такие персонажи, как Каприз и Плач, Переполох, Плакса и Крикса. Они - не сам ребенок, а антропоморфные, "очеловеченные", существа, которые мучат дочку или сыночка. Когда ребенок не засыпал и плакал, в колыбельных "хоронили" именно их. Они считались "чужими", вселившимися в малыша, нечестивыми. Злу заговаривали зубы. А сам малыш должен был расти здоровым.
Современным людям "смертные" и запугивающие колыбельные кажутся настоящей жутью. Теперь песня на ночь - это только "успокоительное", которое связывает мать и малыша, выражает нежность и любовь. Доказано, что добрые песни на ночь положительно влияют на ребенка. На Востоке о злом, бесчувственном человеке даже говорят, что ему "в детстве не пели колыбельных".

То, как спустя несколько веков изменилось отношение к песне перед сном, показывает и перемену восприятия смерти и мистики.

Алла Чернобаева говорит:

-- Раньше отношение к смерти у людей было другим. Они верили, что смерть - это переход в новый мир, и не так трагически о ней думали. Поэтому и тема смерти в колыбельных была возможной. Сон и смерть считались в древности неотделимыми друг от друга.
Теперь же детям на ночь могут петь любые песни - даже современную эстраду. Тему смерти сейчас не поднимают - в колыбельных песнях в основном доброта и сказка.
Автор: Анастасия Асташова, фото автора, видео автора
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website